Fitch подтвердило рейтинги 3 белорусских банков в госсобственности на уровне «B-»/«Стабильный»

Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Беларусбанка, Белинвестбанка и Банка развития Республики Беларусь («БРРБ») на уровне «B-» со «Стабильным» прогнозом. Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого сообщения. КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ РДЭ, РЕЙТИНГИ ПОДДЕРЖКИ И УРОВНИ ПОДДЕРЖКИ ДОЛГОСРОЧНЫХ РДЭ Долгосрочные РДЭ, рейтинги поддержки и уровни поддержки долгосрочных РДЭ подкрепляются потенциальной государственной поддержкой в случае необходимос

Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Беларусбанка, Белинвестбанка и Банка развития Республики Беларусь («БРРБ») на уровне «B-» со «Стабильным» прогнозом. Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого сообщения.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

РДЭ, РЕЙТИНГИ ПОДДЕРЖКИ И УРОВНИ ПОДДЕРЖКИ ДОЛГОСРОЧНЫХ РДЭ

Долгосрочные РДЭ, рейтинги поддержки и уровни поддержки долгосрочных РДЭ подкрепляются потенциальной государственной поддержкой в случае необходимости и зависят от уровня суверенного рейтинга («B-»/прогноз «Стабильный»). Мнение о поддержке принимает во внимание тот факт, что банки находятся в собственности государства (через Государственный комитет по имуществу в случае Беларусбанка и Белинвестбанка или через Совет министров в случае БРРБ), а также контроль со стороны правительства (представители правительства входят в состав наблюдательных советов банков).

Мы также учитываем значимость этих банков для банковской системы страны (более высокую у Беларусбанка с долей в 40% по величине активов и 46% по розничным депозитам), их роль в проводимой политике государства (у Беларусбанка и БРРБ, которые являются основными финансовыми организациями по осуществлению государственных программ в сфере кредитования, поддерживаемых целевым госфондированием), историю получения поддержки по настоящее время, а также субсидиарную ответственность государства по облигациям БРРБ, которая пока на настоящее время не была применена на практике.

В то же время рейтинги по-прежнему зависят от суверенной кредитоспособности. Внешняя ликвидность остается ключевым негативным фактором для кредитоспособности Беларуси, о чем свидетельствуют низкие международные резервы у страны (4,3 млрд. долл. на 1 июля 2016 г.), значительные обязательства по обслуживанию суверенного долга в иностранной валюте (3,3 млрд. долл. в 2016 г.), крупный дефицит счета текущих операций (1,5 млрд. долл. на конец 1 кв. 2016 г.) и продолжающееся, хотя в последнее время более умеренное, снижение курса белорусского рубя к доллару США (на 8% в 1 полугодии 2016 г. и на 56% в 2015 г.).

Макроэкономический прогноз остается слабым – по нашим оценкам, реальный ВВП сократился на 3,9% в 2015 г., и мы ожидаем его дальнейшее снижение на 1% в 2016 г. на фоне слабой конъюнктуры у основных торговых партнеров, главным образом России (на которую приходилось около 40% экспорта товаров из Беларуси в 1 кв. 2016 г. и в 2015 г.). Доступ к внешнему финансированию является ключевым фактором для макроэкономической стабильности, и мы исходим из того, что Беларусь продолжит получать финансовую поддержку от России и Евразийского фонда стабилизации и развития (последний согласился предоставить Беларуси стабилизационный кредит на сумму 2 млрд. долл., которым можно будет воспользоваться в 2016-2018 гг.).

Рейтинги банков отражают ограниченную финансовую гибкость властей по предоставлению чрезвычайной поддержки в любой момент времени, в частности в иностранной валюте. Такое мнение учитывает значительное внешнее финансирование у трех рассматриваемых банков (в сумме 2,5 млрд. долл. на конец 2015 г., включая краткосрочный долг на сумму 1,5 млрд. долл., сроки по которому наступают в течение 2016 г.), и высокую долларизацию обязательств внутри страны (7,4 млрд. долл.), в основном перед клиентами (кроме БРРБ). Эти валютные обязательства являются крупными относительно международных резервов страны, в то время как валютная ликвидность является невысокой у всех трех банков и в значительной степени (от 41% до 80% у этих трех банков) представлена краткосрочными внутренними валютными облигациями, выпущенными государством или центральным банком. Мы ожидаем, что власти предоставят банкам эту валютную ликвидность в случае необходимости, чтобы избежать дефолтов по внешним заимствованиям, хотя почти половина этих заимствований приходится на обязательства перед российскими кредиторами и, по нашему мнению, они, скорее всего, будут пролонгированы. В случае дефицита ликвидности в национальной валюте, он, вероятно, будет покрываться центральным банком (Беларусбанк, Белинвестбанк) или властями в широком смысле (БРРБ).

Взносы капитала были значительными у Беларусбанка и БРРБ в 2015 г. (оценивались приблизительно в 40% от капитала на конец 2014 г. у Беларусбанка и 17% у БРРБ), что поддержало планы роста у обоих банков. Позитивное влияние на капитализацию Белинвестбанка оказал субординированный долг (55 млн. долл.), предоставленный властями в 4 кв. 2015 г., при этом власти планируют приватизацию банка. Также есть планы по частичной приватизации Беларусбанка (в последнее время была определена 25-процентная доля к приватизации). В то же время мы ожидаем, что приватизация в банковском секторе Беларуси, вероятно, будет долгосрочным проектом, и полагаем, что готовность властей страны оказывать поддержку останется неизменной для Беларусбанка и Белинвестбанка в обозримом будущем.

РЕЙТИНГИ УСТОЙЧИВОСТИ БЕЛАРУСБАНКА И БЕЛИНВЕСТБАНКА

Кредитоспособность банков на самостоятельной основе сильно привязана к суверенной кредитоспособности ввиду крупных прямых требований у банков к государству и в более широком плане к госсектору экономики, а также зависимости кредитоспособности банков от способности властей поддерживать макроэкономическую стабильность и компании госсектора. На конец 2015 г. прямые риски (включают требования к правительству и центральному банку) относительно основного капитала по методологии Fitch составляли 2,4x у Беларусбанка и 2,5x у Белинвестбанка. Кредиты, предоставленные компаниям госсектора (в том числе в рамках государственных программ), были равны еще 4,7x от основного капитала по методологии Fitch у Беларусбанка и 3x у Белинвестбанка.

Кредитные риски увеличились в рецессионной среде, в то время как на выполнение заемщиками своих обязательств также влияют внешнее давление, в целом существенный леверидж в корпоративном сегменте и долларизация кредитов (Беларусбанк: 61%; Белинвестбанк: 68%), а доля заемщиков, захеджированных от валютных рисков, является ограниченной.

И у Беларусбанка, и у Белинвестбанка показатели кредитоспособности ухудшились с 2014 г., и мы ожидаем, что данная тенденция продолжится в течение 2016 г., поскольку операционная среда остается сложной. На конец 1 кв. 2016 г. неработающие кредиты согласно отчетности (с просрочкой свыше 90 дней) были умеренными на уровне 3,5% от кредитов у Беларусбанка (на конец 2014 г.: 1,5%), что отражало высокую долю заемщиков с государственной поддержкой (в форме субсидий по процентным платежам или выплат по кредитам за счет исполнения госгарантий). У Белинвестбанка неработающие кредиты согласно отчетности были на высоком уровне в 11,1% на конец 2015 г. (на конец 2014 г.: 4,5%). Это показатели после частичной расчистки балансов, проведенной властями в 2015 г. посредством обмена некоторых неработающих кредитов на долгосрочные валютные облигации Министерства финансов. Переданные объемы составили 4,8% от кредитов на конец 2014 г. у Беларусбанка и 5,3% у Белинвестбанка. Реструктурированные кредиты согласно отчетности были умеренными на уровне 2% от кредитов на конец 2015 г. у Беларусбанка и 3,4% у Белинвестбанка.

Регулятивные показатели достаточности капитала (на конец 1 кв. 2016 г. у Беларусбанка: 17,9%; у Белинвестбанка: 14,1%) рассматриваются как лишь умеренные ввиду потенциального ухудшения качества активов. Покрытие резервами существующих неработающих кредитов составляло 145% у Беларусбанка на конец 1 кв. 2016 г., но было умеренным на уровне 61% у Белинвестбанка на конец 2015 г. Прибыльность до отчислений под обесценение (полученная в денежной форме) составляла 3,7% от средних валовых кредитов у Беларусбанка в 2015 г., хотя и подкреплялась разовым доходом от деривативов (равным 2,2% от средних валовых кредитов), и была умеренной на уровне 1,8% у Белинвестбанка в 2015 г. Чистая прибыль испытала негативное влияние со стороны резко увеличившихся отчислений под обесценение кредитов, которые составляли от 74% (Беларусбанк) до 103% (Белинвестбанк) от прибыли до отчислений под обесценение в 2015 г. Дальнейшая поддержка платежеспособности банков со стороны государства возможна в случае резкого ухудшения качества их активов.

Клиентское фондирование остается основным видом фондирования у обоих банков (свыше 70% от обязательств). Тенденции по депозитам в последнее время являются стабильными как в национальной, так и в иностранной валюте, что ограничивает непосредственное давление на ликвидность. Управление ликвидностью по-прежнему в высокой степени зависит от доверия вкладчиков, рефинансирования внешних обязательств и поддержки от властей.

Fitch не присваивало рейтинг устойчивости БРРБ ввиду особого статуса банка как организации развития и тесной связи с суверенным риском.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

РДЭ, РЕЙТИНГИ ПОДДЕРЖКИ И УРОВНИ ПОДДЕРЖКИ ДОЛГОСРОЧНЫХ РДЭ

Изменения РДЭ банков, вероятно, будут увязаны с изменением суверенной кредитоспособности. «Стабильный» прогноз отражает уже низкие уровни рейтингов и ожидания Fitch относительно вероятного продолжения поддержки внешних финансов Беларуси со стороны России. В случае ослабления суверенной кредитоспособности, это может указывать на снижение способности поддерживать госсектор и государственные банки, а также на более высокий риск введения мер контроля за движением капитала.

РЕЙТИНГИ УСТОЙЧИВОСТИ БЕЛАРУСБАНКА И БЕЛИНВЕСТБАНКА

Рейтинги устойчивости могут быть понижены в случае сокращения капитализации ввиду заметного ухудшения качества активов или существенного уменьшения валютной ликвидности у банков.

Потенциал позитивных рейтинговых действий в отношении РДЭ или рейтингов устойчивости ограничен в краткосрочной перспективе с учетом слабости экономики и внешних финансов.

Проведенные рейтинговые действия:

Беларусбанк и Белинвестбанк

Долгосрочные РДЭ в иностранной валюте подтверждены на уровне «B-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочные РДЭ в иностранной валюте подтверждены на уровне «B»

Рейтинги устойчивости подтверждены на уровне «b-»

Рейтинги поддержки подтверждены на уровне «5»

Уровни поддержки долгосрочных РДЭ подтверждены как «B-».

БРРБ

Долгосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B».

Долгосрочный РДЭ в национальной валюте подтвержден на уровне «B-», прогноз «Стабильный»

Рейтинг поддержки подтвержден на уровне «5»

Уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден как «B-».

рдэ беларусбанка поддержки рейтинги белинвестбанка уровне банков 2015

2016-7-13 16:19